16 февраля 2022

В «Росфото» — выставка Марка Пауэра из Magnum Photos. Посмотрите его снимки нестоличной Британии

В «Росфото» открылась ретроспектива известного фотографа из агентства Magnum Марка Пауэра «Картинки из дома».

Петербуржцам показали его снимки детей и бездомных, депрессивных районов Великобритании, а также известного офшорами острова Гернси. Более 100 работ выставки входят в двенадцать серий, созданных с 1980-х до 2010-х.

«Бумага» осмотрела выставку и пообщалась с кураторами. Читайте, что нужно знать о Пауэре и почему выставку стоит посетить.

Фото: «Росфото»

Место: «Росфото»

Время работы: с 11 февраля до 10 апреля

Вход: 150 рублей

Сайт: rosphoto.org

Что можно увидеть на выставке?

В центре «Росфото» выставили более 100 работ известного британского фотографа Марка Пауэра. Пауэр — признанный мэтр британской фотографии, профессор на факультете искусств и архитектуры Брайтонского университета и корреспондент известного агентства Magnum Photos.

Фотограф работает по всему миру, но для петербургской экспозиции отобрали только сделанные в Великобритании снимки. Так что название выставки — «Картинки из дома» — не случайно, представленные работы так или иначе осмысляют национальную идентичность и культуру Британских островов.

Работы на выставке в «Росфото» входят в двенадцать серий, созданных Пауэром в разные годы. Самый ранний проект — черно-белые портреты детей для рекламной кампании благотворительного «Детского общества», сделанные в разных регионах страны. Пауэр снимал детей и подростков без ретуши и грима, а в 1986 году эти работы стали основой для его первой передвижной выставки.

Продолжают экспозицию черно-белые «За фасадом» и «Прогноз погоды для судоходства», снятые в 1980-е и 1990-е годы. В первом проекте фотограф оттолкнулся от публикации местной газеты, в которой его родной Брайтон назвали самым богатым и благополучным городом Англии. Пауэр поставил этот тезис под сомнение и сделал портреты брайтонских бездомных. Во второй серии автор обратился к традиции прогноза погоды для мореходов — фотографии прибрежных британских городов здесь дополнены строчками из утренних метеорологических сводок, которые регулярно транслируют по радио.

Нет цвета и в фото из серии «Убежище», сделанных в бирмингемской психиатрической больнице Хайкрофт. В проектах 2000-х и 2010-х годов Марк Пауэр обратился уже к цветной фотографии — например, в серии «26 различных окончаний» он показал окраины британской столицы, не попавшие в атлас улиц Лондона, а «Шесть городов в одном» посвящены городу Сток-он-Трент в Стаффордшире, сформированному из шести населенных пунктов в начале XX века.

Фотография из серии «Прогноз погоды для судоходства».
Tyne. Tuesday, 27 July 1993. South 3, veering southwesterly 4 or 5. Occasional rain. Moderate occasionally poor.
Mark Power/ Magnum Photos

Чем интересна экспозиция?

Показ фотографий разных лет делает выставку в «Росфото» действительно ретроспективной — зрители могут увидеть, как менялся с годами почерк фотографа. Дело не только в использовании цвета: изменения в манере его съемки видны уже в черно-белом проекте «Убежище» 1998 года, отметила куратор выставочного проекта Александра Максимова.

Александра Максимова
куратор выставки

— В ранних работах [фотографа] заметно влияние «уличной фотографии». Философия и эстетика этого жанра выросла из журналистской парадигмы «честной фотографии» — стремления отобразить неприукрашенную жизнь. [Затем] Марк Пауэр переходит от «грязной эстетики» к более строгой изобразительной манере. Речь идет о методе Дюссельдорфской школы фотографии. Крупный формат, резкий фокус, четкая прорисовка предметов, бесстрастность взгляда и внимание к пространству — визуальный язык дюссельдорфцев оказывается близок британцу Пауэру. Именно в этом ключе выполнены его самые известные проекты.

По мнению Александры Максимовой, этот подход к фотографии особенно актуален в наше время, так как зрители устали от обилия символов. «Прямая фотография, максимально приближенная к референту, дает человеку возможность увидеть иллюзию реальной вещи на снимке», — добавила она.

Фотография из серии «26 различных окончаний»
Mark Power/ Magnum Photos

В более поздних работах Пауэр экспериментирует и с концепциями проектов — к примеру, «Истории из Блэк-Кантри» 2011–2012 годов показывают постиндустриальную область в центре региона Мидлендс. Население Блэк-Кантри серьезно пострадало от экономического кризиса в конце нулевых, что не помешало процветанию индустрий красоты и моды. Этот парадокс фотограф отразил в снимках яркой и элегантной обуви на фоне серого бетона и потрескавшегося кирпича. Фотографии Пауэр дополнил концептуальным видео с тусклыми городскими пейзажами: закрытой автомойкой, забытым на улице игрушечным медведем, мусорным контейнером у малоэтажного дома. Эти виды озвучивает закадровый голос с местным акцентом, перечисляющий названия косметических средств и красок для татуировок.

Еще дальше автор идет в сериях «Дома для героев» и «Terre à l’Amende». В первом проекте Пауэр представляет себя ветераном Первой мировой войны, создавая атмосферные темные фотографии с помощью ручной выдержки, мощных фонарей, электрической вспышки и генератора дыма. Во втором — заходит на территорию концептуального экспрессионизма, художественного метода, позволяющего рассказать не о самом явлении, а о внутреннем ощущении автора. Пауэр исследовал остров Гернси, известный благодаря развитому туризму и обилию офшорных компаний. Первое, что на острове бросилось ему в глаза, — обилие знаков, сообщающих об охраняемых территориях и обещающих штрафы за вторжение. Фотограф попытался передать возникшее у него ощущение «враждебности места и собственной чужеродности».

Марк Пауэр
фотограф (выдержка из аннотации)

«Пожалуй, этот проект не столько о самом Гернси, сколько о тех решениях, которые мы принимаем, когда делаем фотографии. Если Совет по туризму закажет фотографу или художнику открытку с идиллическим видом какого-то места, то автору обязательно придется выбрать правильный ракурс, погоду и время дня. Делая это, он отбрасывает все другие стороны явления или предмета, которые остаются не увиденными и неизвестными. В проекте для Гернси я работал на противоположном конце этого спектра».

Почему это нужно увидеть?

Выставка «Картинки из дома» является частью еще более масштабного проекта — фестиваля британской фотографии, организованного совместно с Санкт-Петербургским обществом «А-Я», агентством Magnum Photos и Гринвичским университетом в Лондоне.

Проект должен познакомить горожан с творчеством современных британских фотографов и видеохудожников: с 17 февраля на втором этаже Дворового корпуса «Росфото» начнет работу еще одна выставка. Проект сделали коллективным — организаторы собрали порядка 100 работ от признанных мастеров и молодых авторов, фотографии которых зачастую контрастируют друг с другом.

Например, Стивен Барридж показывает типичных жителей островов, Оливер Трулав вовлекает в фешен-фотографию простых жителей Южного Лондона, а Люси Алекс Мак пересказывает историю страны Оз в стиле поп-арта.

Кроме того, у фестиваля будет публичная программа с творческими встречами и онлайн-лекциями. Их проведут преподаватели Гринвичского университета Дэвид Вотерверс и Мария Королькова.

Три факта о выставке

  • Работы Пауэра представлены в Музее Виктории и Альберта, Музее искусства Лос-Анджелеса и других собраниях по всему миру, но в Петербурге их показывают впервые.
  • Аннотации ко многим проектам написаны самим Марком Пауэром. Это небольшие авторские тексты, в которых фотограф объясняет свои задумки и описывает рабочий процесс.
  • Зрителям демонстрируют не только видеоарт Пауэра, но и фрагменты интервью с фотографом. Посмотреть их можно в дальнем зале выставочного центра.

Что еще почитать по теме?

На сайте «Росфото» опубликована справка о биографии Марка Пауэра, а на ютьюб-канале центра можно найти интервью с фотографом. Доступны и другие видео с участием Пауэра: здесь он рассказывает о серии «Истории из Блэк-Кантри», а тут — о своем участии в проекте HOME. Фотографии из этой серии также представлены на петербургской выставке.

Русскоязычные интервью с Пауэром публиковали издания Photographer.ru и Theory&Practice, а на сайте агентства Magnum можно найти персональную страницу автора с его фото. Свои снимки фотограф публикует и в инстаграме.

Что еще почитать:

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
Петербургские музеи и выставки
Петров-Водкин — без «Коня», но с живописью и графикой из частных коллекций. Что смотреть на выставке в KGallery
«Русские сезоны», небоскреб на Манхэттене, Шамбала. О чем эрмитажная выставка Николая Рериха — яркого международного деятеля XX века
Вы видели, как Адама и Еву изображал Петров-Водкин? Вот история его «Изгнания из рая» — с новой выставки в KGallery
Картины Миши Маркера, обломок стены из Нижнего Новгорода и трафарет 2003 года. Это выставка уличного искусства в «Севкабеле»
Артефакты уличных художников, новое арт-пространство и другие новые выставки Петербурга
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.